HOTCONSULTING

Революция на рынке онлайн бронирования

Роман Сабиржанов поделился своим мнением для материала Forbes oб изменениях на рынке онлайн бронирования после ухода Booking com
Эффект заполнения пустого места: как перераспределяется рынок онлайн-бронирования жилья
Booking.com увеличил количество бронирований отелей в России до 90%. После прекращения деятельности компании в России игроки гостиничного рынка были вынуждены обратиться к российским системам бронирования и строить продажи через собственные сайты.
Где сейчас путешественники бронируют жилье в России, кто является новыми лидерами в этом сегменте рынка и каковы их перспективы?

"Сейчас на рынке услуг онлайн-бронирования происходит перераспределение, и лидеры меняются", - сказал в беседе с Forbes Алексей Макаров, генеральный директор компании Station, которая создала свою сеть отелей Station и управляет другими". Этот процесс стал результатом прекращения работы сервиса бронирования жилья Booking.com в России с 5 марта.

По словам представителей отелей и игроков рынка онлайновых туристических агентств (OTA), опрошенных Forbes, на долю Booking ранее приходилось от 40 до 90 процентов бронирований.

После начала "спецоперации "* в Украине и ухода одного из ключевых партнеров российские отели столкнулись с отменой существующих бронирований и снижением количества новых бронирований или полным их прекращением. Но постепенно, говорит Александр Галочкин, основатель и генеральный директор компании по разработке программного обеспечения для управления гостиницами TravelLine, на рынке начинает проявляться эффект заполнения пробелов. По его словам, объемы, которые ранее приходились на бронирования, перераспределяются между российскими партнерами: "Наиболее важны те ОТА, которые максимально готовы к быстрому старту.

Forbes поговорил с гостиничными сетями, представителями и экспертами российского рынка онлайн-бронирования жилья, чтобы выяснить, как этот рынок реагирует на уход Booking и кто его новые лидеры.

Трансфертные продажи

Александр Галочкин из TravelLine сказал, что Booking.com является "явным лидером" среди агрегаторов бронирования в России до марта 2022 года - на него приходится около 60 процентов всех онлайн-продаж. Роман Сабиржанов, основатель гостиничной консалтинговой компании HotConsulting, считает, что до "спецоперации" Booking приносил до 85 процентов клиентов большинству городских отелей, особенно небольших. По словам Галочкина, услуга популярна благодаря "сильному маркетингу": "Она позволяет гостиницам не тратить деньги на рекламу и приносит гарантированные бронирования".

Booking оценивает влияние "спецоперации" России в Украине на динамику бронирования
Многие поставщики услуг размещения полагаются исключительно на Booking и просто не развивают другие каналы продаж или собственные веб-сайты.

Гарочкин признает, что уход партнеров ударил по ним сильнее всего: "Некоторые отели потеряли все свои онлайн-продажи после приостановки Booking: им пришлось заново налаживать эти процессы и искать новые источники бронирования. Так говорит пресс-служба сети отелей Azimut: "Если посмотреть на рынок в целом, то многие отели, особенно те, у которых нет известного гостиничного бренда, столкнулись с резким падением количества бронирований и, соответственно, доходов. Причина этого - их почти полная зависимость от Booking.com в продажах и отсутствие признания на рынке."

У крупных гостиничных сетей дела обстоят немного лучше - многим удалось перевести продажи на собственные сайты благодаря присутствию известного бренда после ухода Booking. Служба новостей Azimut сообщает, что в 2021 году на агрегаторы бронирования придется около половины продаж по публичным (нефирменным) ценам. Около 90% этого объема обеспечивается за счет резервирования. В начале марта Azimut столкнулся с трудностями при загрузке из-за общего спада путешествий в России после начала "спецоперации".

Затем спрос начал восстанавливаться, и заказы, ранее поступавшие через Booking, переместились на собственный сайт". В конце апреля 2022 года средняя заполняемость отелей сети была близка к 70%, что лишь немного хуже, чем в тот же период 2021 года, а доля прямых продаж через наш сайт составляла около 80%", - сообщила пресс-служба сети.

Гостиницы на российских курортах сообщают о повышении цен на летний отдых
Те, кто ранее пользовался не только Booking, но и другими сервисами продаж и рекламы, также сумели быстро адаптироваться. Макаров из "Станции", например, сказал, что Booking приносит не более 40% бронирований в его сеть отелей Station. После его ухода продажи Макарова были перераспределены между российскими службами, с которыми сеть работала ранее. По его словам, во время майских праздников заполняемость Station Hotel составила почти 100 процентов.

Друзья хостелов и небольших отелей - сети Booking, Airbnb и Expedia (которая также перестала работать в России в начале марта) - раньше приносили половину всех бронирований. Сергей Морев, владелец сети, сказал, что в первые несколько недель после ухода Booking сеть Friends столкнулась с почти полным отсутствием спроса на даты дальних рейсов (с мая по август), при этом количество бронирований на ближайшие даты упало на 10-15 процентов. По его словам, впоследствии количество заказов восстановилось". Мы перевели продажи на все российские ОТА, запустили рекламу, скорректировали ценообразование и увеличили количество групповых бронирований".

По данным TravelLine, до 5 марта 40% незанятого рынка онлайн-бронирования было распределено между собственными сайтами отелей (на них приходилось 24% продаж) и другими сервисами. Лидерами среди последних стали сайт "Академсервис" (на который пришлось 4,87% бронирований), сервис "Броневик" (4,4%) и туроператор "Алеан" (1,98%). С 16 апреля по 23 мая на собственный сайт отеля пришлось 60% продаж, а на бронирования через другие сервисы - 40%.

Как показывает статистика, собранная TravelLine, в апреле-мае наибольшая доля бронирований всех услуг - 27,56% - пришлась на Островок. Однако до того, как Booking прекратил работу в России 5 марта, на его долю приходилось всего 1,3 процента сервисов онлайн-бронирования. В Azimut на "Островок" сейчас приходится самая большая доля продаж среди всех ОТА, по данным службы новостей сети отелей.

Островко отказался говорить с Forbes о финансовых результатах компании и динамике ее роста с марта 2022 года. По собственным данным компании, ее сайт и мобильное приложение посещают более 5 миллионов пользователей в месяц. В базе данных сервиса более 48 000 отелей. По данным опроса владельцев посуточного жилья, проведенного QQrenta.ru для Forbes, Островок вошел в пятерку самых популярных систем для аренды посуточного жилья - квартир, апартаментов и т.д. - наряду с такими сервисами, как Sudlo и Tvil.
Второе место в тройке новых лидеров рынка ОТА занимает система бронирования отелей Bronevik, на долю которой пришлось 12,06% бронирований отелей с 16 апреля по 23 мая, по данным TravelLine.Марина Гончаренко, исполнительный директор Bronevik, рассказала Forbes, что ранее сервис был ориентирован на b2b. бронирования (корпоративные поездки) и наблюдался значительный рост аудитории в сегменте индивидуальных путешественников после запуска "Специальных акций". По ее словам, до марта 2022 года на b2c-заказы приходилось менее 1% от общего оборота Armour, в то время как к концу мая этот показатель превысил 6%.

Это произошло из-за волны перебронирования на сайте Leave the Market, что привело к тому, что в марте в сервисе был зафиксирован самый большой рост - 1 600 процентов - от индивидуальных путешественников", - сказал Гончаренко. Она сказала, что объем бронирований в апреле вырос на 130 процентов по сравнению с мартовским уровнем продаж. Гончаренко признал, что в марте доходы также выросли на 2000 процентов по сравнению с февралем, а в апреле - еще на 190 процентов. Компания отказалась назвать абсолютные цифры.

Сервис бронирования Hotels.com прекращает свою деятельность в России
Количество объектов, связанных с Бруневиком, также увеличилось с марта. Гончаренко сообщил, что за три месяца компания получила более 5 000 заявок на подключение объектов - в основном от владельцев квартир, апартаментов, развлекательных центров и гостиниц. В среднем ежедневно к системе Bronevik подключается 150-200 объектов недвижимости. В настоящее время служба предлагает более 33 000 объектов размещения и более 10 000 квартир и домов отдыха.

Гончаренко признал, что существуют и проблемы в плане роста". Поскольку никто не был готов к такому повороту, наша компания работает в основном на рынке B2B, поэтому было необходимо адаптировать стратегию к мгновенному росту спроса на рынке индивидуальных путешественников", - сказала она. В частности, компания приступила к разработке мобильного приложения и начала работать над отзывами пользователей, которые ранее были "крайне скудными". Кроме того, Armour в партнерстве с компанией "Мир Платежных Систем" и рядом банков-партнеров запустила собственный 7-8% cashback. По словам Гончаренко, компания также расширила штат сотрудников. Компания наняла 25 человек - сотрудников службы поддержки и обслуживания клиентов, сотрудников, отвечающих за подключение отелей, контент-менеджеров и ИТ-персонал - и продолжает поиск персонала.

Игрок № 3

По данным TravelLine, в тройку новых лидеров на рынке онлайн-бронирования отелей входят сервисы Яндекс.Путешествия. Если по состоянию на 5 марта на него приходилось 0,86% бронирований отелей, сделанных через сторонние сервисы, то с 16 апреля по 23 мая - 11,45%.
Ирина Рейдер, генеральный директор Yandex.Travel, утверждает, что гостиничные услуги компании выросли в десять раз за год. По ее словам, пик спроса на отели в последние месяцы 2022 года пришелся на период действия схемы cashback Ростуризма - с 15 марта до середины апреля". В то же время пик спроса на отели в связи со схемой ограничения гостиничных тарифов пришелся на весну и лето 2021 года, во время которого наши услуги также выросли в геометрической прогрессии", - сказал Рейдер, не раскрывая абсолютных цифр.


В дополнение к растущему интересу пользователей, Яндекс.Путешествия, а также Броневик зафиксировали многократное увеличение запросов от отельеров на подключение к системе. К последним могут присоединиться партнеры - программное обеспечение для управления отелями TravelLine и Bnovo".

Яндекс.Путешествия" взимал с отельеров 14-процентную комиссию до ухода Booking, но снизил ее до 10 процентов "в последние несколько месяцев высокой неопределенности", сказал Рейдер. Она отказалась сообщить, насколько в результате выросли цены на Яндекс.Путешествия.

Редд сказал, что в компании наблюдается увеличение нагрузки на сотрудников отдела гостиничных услуг в связи с притоком отельеров. Кроме того, по ее словам, значительно увеличилась нагрузка на отделы обслуживания клиентов и поддержки пользователей". Есть также, если быть точным, технологические, технические трудности", - продолжил генеральный директор "Яндекс.Путешествия". - Поскольку некоторые игроки, бывшие нашими партнерами, ушли с российского рынка (Рейдер отказался уточнить, о каких игроках идет речь - Forbes), у нас возникли трудности с выполнением значительного количества заказов на отели. Информация от партнеров не поступала, или были задержки с ее получением, а некоторые программы были заморожены.
По словам Рейдера, некоторые бронирования были отменены из-за технических трудностей, а другие - потому что отели не видели платежей. По ее словам, компания старается быть "проактивной": связывается с отелями и пользователями и при необходимости берет на себя финансовые обязательства по бронированию. Ридер уверяет, что эти проблемы не привели к каким-либо негативным последствиям в плане ухода отелей с сервиса или падения интереса пользователей.

Огромный потенциал

Представители всех служб онлайн-бронирования отелей, опрошенные Forbes, заявили, что новые игроки появляются по мере того, как существующие участники рынка перераспределяют между собой оставшуюся долю Booking". Алексей Черепахин, основатель сервиса онлайн-бронирования жилья Tvil, говорит: "Конкуренты становятся все более агрессивными и проактивными, как и мы. - Циан и Озон уже начали бронировать жилье. ОАО "РЖД" и 2ГИС запустили собственные сервисы поиска жилья. Даже правительство Москвы не прочь получить свой кусок акции (по состоянию на апрель 2022 года туристический сервис Russpass, разработанный по инициативе правительства Москвы, имеет возможность бронировать номера в гостиницах по всей России. - Forbes)".
Заголовки
Бахрейн-Восток стал совладельцем сервиса бронирования путешествий Level.Travel
Роман Сабиржанов, основатель гостиничной консалтинговой компании HotConsulting, считает, что конкуренция между услугами будет продолжать расти. Но в краткосрочной перспективе у них не будет преимущества перед бронированием напрямую через сайты отелей, утверждает он: "Большинство отелей заполняются через целевую рекламу в интернете.

В долгосрочной перспективе расстановка сил будет зависеть от размера инвестиций игрока в продвижение, считает Сабиржанов: "У систем, которые инвестируют в продвижение, будет больше шансов приблизиться к показателям Booking.com. Он также отметил, что тот, кто сможет довести свой сервис до качества Booking и бесперебойно его эксплуатировать, выиграет рынок". Он сказал: "Первые несколько месяцев после начала спецоперации показали, что отечественные агрегаторы не справились с наплывом отелей и клиентов - было много отказов.

Галочкин из TravelLine уверен в будущем рынка онлайн-бронирования жилья, поскольку сейчас он входит в десятку крупнейших сервисов. Помимо "Островка", "Броневика" и "Яндекс.Путешествий", к ним относятся 101hotels.com, Academservice, Alean, Zabroniryi.ru, OneTwoTrip и другие. По его мнению, наибольшим потенциалом роста обладает Yandex.Travel. "У них нет прямых конкурентов, у них прямые контракты [с отелями], у них есть доступ к трафику, технологическая готовность, возможность действовать по цене и проводить рекламные кампании с большими бюджетами", - говорит он. - С точки зрения гостя, желающего заменить Booking.com, переход от одного авторитетного источника к другому - вполне естественная модель поведения".

*По заявлению Роскомнадзора, все российские СМИ при подготовке материалов о спецоперации на востоке Украины обязаны использовать только информацию из официальных российских источников. Мы не можем публиковать материалы, в которых текущая операция называется "нападением", "вторжением" или "объявлением войны", если это не прямая цитата (статья 57 Федерального закона "О средствах массовой информации"). В случае нарушения на СМИ может быть наложен штраф в размере 5 миллионов рублей, а их публикации также могут быть заблокированы.